Ср. Фев 19th, 2020

Дальтон-план в СССР. Шкрабы ничего не делают, а ученику самому приходится все узнавать.

Кто такие шкрабы? Это учителя. Сокращение от школьный работник.

Закончилась Революция, отгремела Гражданская война и молодое Советское государство принялось налаживать новый быт. Народному образованию отводилась огромная роль. Ключевое слово тех лет: СВОБОДА.

В образовании решили поменять всё, что хоть как-то было связано с дореволюционным периодом. Школу отделили от церкви, ликвидировали классно-урочную систему. Удивительно насколько быстро умудрялись действовать в то сложное время.

В начале ХХ века в городе Дальтон (США) появилась новая система обучения. Придумали и внедрили её две дамы: Эвелина Дьюи и Элен Паркхерст. Над названием решили долго не думать и она стала именоваться “Дальтон-план”. В 1923 году брошюра “Дальтоновский лабораторный план” была переведена на русский язык. Н.К. Крупская сопроводила текст своими пояснениями. И, ВНИМАНИЕ, в 1924 году систему уже ввели в советских школах.

В детской литературе СССР есть несколько произведений в виде дневников, написанных школьниками. “Дневник Коли Синицына”, “Дневник Кости Рябцева”. Вот Костя Рябцев как раз и писал дневник в 1924 году, первом году ввода дальтон-плана. Книга очень легко читается и по ней можно получить довольно яркое представление о том времени. Так вот в своем дневнике Костя так пишет о нововведении:

В нашей школе вводится Дальтон-план. Это такая система, при которой шкрабы ничего не делают, а ученику самому приходится все узнавать. Я так, по крайней мере, понял. Уроков, как теперь, не будет, а ученикам будут даваться задания. Эти задания будут даваться на месяц, их можно готовить и в школе и дома, а как приготовил — иди отвечать в лабораторию. Лаборатории будут вместо классов. В каждой лаборатории будет сидеть шкраб, как определенный спец по своему делу.

Фото russiainphoto.ru Железнодорожная школа – семилетка № 2. Ученики за работой в столярной мастерской. Конец 1920-х гг. – начало 1930-х гг.
Фото russiainphoto.ru Железнодорожная школа – семилетка № 2. Ученики за работой в столярной мастерской. Конец 1920-х гг. – начало 1930-х гг.

Учитель давал задания: недельные, ежемесячные, семестровые. Искать информацию, готовить проекты и сдавать нужно было самостоятельно. Сейчас трудно даже представить насколько трудно было найти информацию в условиях, когда не было не только интернета, но и больших книжных магазинов. Да, и денег на их приобретение тоже у большинства не хватало. Но тем не менее учились, старались.

Школа того времени делилась на ступени. 1 ступень – это первые пять лет обучения, 2 ступень – следующие 4 года. Ученики 1 ступени изучали свой край. Природу, обычаи, климат, географию. Учитель помогал, но были и самостоятельные походы “в народ”, на природу, опросы. Мне кажется это очень здорово.

Такая система продержалась до 1932 года. Потом наркома просвещения Луначарского сместили, а систему образования поменяли на ту по которой мы все учились.