Чт. Фев 20th, 2020

Игры советских детей. Сборник правил

Чем полезны коллективные игры

В советском детстве мы учились, помогали по дому и очень -очень много времени проводили с друзьями. Знали “сто тысяч” игр и дружно играли. Были и зимние варианты и летние, и дворовые и тетрадные. На самом деле коллективная игра – это не праздное времяпровождение, а очень важный процесс. Почему? Чтобы писать, решать задачи и даже читать нужно выстроить программу действий, а потом проконтролировать её выполнение (самому выстроить и самому же проконтролировать). Вот наше детство советское, а особенно игры коллективные, позволяли системе программирования и контроля научиться работать, как нужно без особого напряжения, в игровой, так сказать, форме.

Любая игра, которая имеет правила – это уже готовый тренажер для системы. Возьмем простейшие классики, в которые прыгали все. Нужно суметь нарисовать геометрические фигуры по определенным правилам, расставить цифры, плюс во время игры товарищи контролируют, чтобы ты действовал в соответствии и не нарушал. Родители стараются подыгрывать ребенку, а с друзьями такой фокус не проходит. Я летом нарисовала классики во дворе для всех желающих. Почти никто не мог пройти мимо. Даже очень сильно взросленькие “девочки”, не просто проходили мимо, а пропрыгивали все “классы”.

В любой коллективной игре дети учились работать в команде, договариваться, ждать, помогать. Умение договариваться – это уходящее явление. Даже, если в классе или в группе детского сада будет 10 человек и надо решить вопрос с новогодними подарками, например, сделать это в современных реалиям очень и очень сложно. Даже для взрослых людей. Поэтому люди, которые способность договариваться ещё не утратили очень ценятся на работе.

С помощью друзей “Квартирки” попробуем собрать правила игр в книгу и сделать их доступными для всех желающих. Добавить свой вариант и фотографии можно ЗДЕСЬ.

Здесь собираем подборку советских считалочек.

Дворовые советские игры

12 палочек (аналог пряток)

1 вариант (добавила Светлана Жданова). Ставится доска на полено или кирпич (как бы маленькие качели)). На один конец доски (который касается земли) собираются в кучку 12 палочек (любых небольших). Все собираются рядом, ведущего выбирают какой-нибудь считалкой (разные советские считалки здесь).

Кто-нибудь со всей силы наступает на поднятый конец доски и палочки разлетаются (чем сильней ударить, тем лучше, тем дальше будет разброс палочек).

И тут же вместе с ударом по доске все врассыпную бегут прятаться кто-куда, а ведущий в это время старается быстро собрать все 12 палочек обратно на доску.

Смысл был в том, что пока ведущий собирает палки, он не видит, кто-куда побежал и где спрятался, поэтому и важен разброс, больше времени, чтобы спрятаться.

Дальше ведущий начинает искать ребят, но его положение усложняется тем, что нужно ещё и охранять собранные палки, потому что правилами разрешается, их разбить снова, если кому-нибудь из спрятавшихся неподалеку удастся незаметно для ведущего (например, тот пошел в другую сторону и тебя не видит) подбежать к доске и ударить ногой, заново разбросав палки))) Затем можно убежать прятаться в другое место, а ведущий должен снова собрать палки и заново начать искать.

При этом ведущему нужно только заметить спрятавшегося и сказать, например: “Саня, выходи, ты за дверью сарая!” Игрок выходит и уже не мешает ведущему искать остальных.

“Спасти” найденных может незамеченный игрок, который выбежал из укрытия и снова разбил палки, тогда все найденные могут снова убегать прятаться! Ведущему нужно найти всех и не дать снова разбить палки! Следующим ведущим становился тот, кого нашли первым, так как он хуже всех спрятался.

2 вариант (добавил Александр Гетман).
По сути те же прятки, только водит тот, кто не успел палочку подобрать. Кусок какой-нибудь доски клали на кирпич в виде качелей. С одной стороны кладутся палочки,в зависимости от количества игроков (на одну меньше). Кто-нибудь прыгает на пустую сторону доски и палочки рассыпаются в разные стороны. Кто не успел подобрать палочку водит. В остальном смотри правила игры прятки.

Бояре

Игра очень древняя. В старину имела сакральный смысл (олицетворяла переход во взрослое состояние). В советское время стала просто веселым развлечением. У нас вы найдете два варианта: первый исконный русский “Бояре” и советский “Вожатый, вожатый, подай пионера”. Аналогом игры “Бояре” являются “Цепи кованые”.

Вариант 1 (добавила Светлана Пономарёва, Подмосковье). Ребята берутся за руки, две команды напротив друг друга на расстоянии нескольких шагов.

Первая команда, взявшись за руки идёт навстречу первой и поёт: “Бояре, а мы к вам пришли”. Идет обратно: “Молодые, а мы к вам пришли”. Потом вторая так же: “Бояре, а зачем пришли?” и назад: “Молодые, а зачем пришли?”. Дальше продолжаем так же: первая строчка вперед, вторая назад.

– “Бояре, мы невесту выбирать ” – Дорогие, мы невесту выбирать

– Бояре, а какая вам нужна,
– Дорогие, а какая нам нужна?

–  Бояре, нам вот эта нужна,
– Дорогие, нам вот эта нужна.

(показывают на кого-то в цепочке-сопернике)

–  Бояре, у ней зубки болят,
– Дорогие, у ней зубки болят.

–  Бояре, а мы пряничка дадим,
– Дорогие, а мы пряничка дадим.

–  Бояре, она прянички не ест,
– Дорогие, она прянички не ест.

–  Бояре, а мы плеточкой ее,
– Дорогие, а мы плеточкой ее.

–  Бояре, она плеточки боится,
– Дорогие, она плеточки боится.

–  Бояре, отворяйте ворота,
– Отдавайте нам невесту навсегда

После этих слов, выбранная невеста, разбегаясь, пытается пробить сжатые руки другой команды. Пробил – возвращаются в свою команду, взяв одного игрока из другой команды. Не пробил – остаётся в другой команде. Игру команды начинают по очереди. Побеждает так команда, в которой через заданное в начале игры время будет больше игроков. Для того, чтобы выиграть, игроки держатся за руки как можно сильнее, а в качестве разбивающего выбирают самого слабого игрока из команды противника.

Вариант 2 “Вожатый, вожатый, подай пионера”.

Две команды выстраиваются друг напротив друга в шеренги. По очереди каждая команда вызывает игрока из другой команды, произнося: «Вожатый-вожатый, подай пионера (имя игрока)».
После этих слов, выбранный игрок, разбегаясь, пытается пробить сжатые руки другой команды. Пробил – возвращается в свою команду, взяв одного игрока из другой команды. Не пробил – остаётся в другой команде. Побеждает так команда, в которой через заданное в начале игры время будет больше игроков. Для того, чтобы выиграть, игроки держатся за руки как можно сильнее, а в качестве разбивающего выбирают самого слабого игрока из команды противника.