Ср. Фев 19th, 2020

Краткая история рок-музыки в СССР

Рок-музыка в СССР. 60-70е

«Начало начал»

Эпоха, наступившая после смерти Сталина, была провозглашена как эпоха «оттепели». Это было время свободы, главным приоритетом которой являлось, небольшое ослабление цензуры. Вместе с ней стала возможна открытость Западу. Сначала в середине 50-х в моду входит рок-н-ролл, а спустя почти десятилетие – «The Beatles» и «Rolling Stones». Тогда-то, особенно в центрах, и начинают появляться бит-группы, исполнявшие кавер-версии известных западных композиций, либо свои собственные, но на английском языке. Петь на русском мало кто решался, поскольку сомневались в совместимости родного языка и западного рок-н-ролла.
Группа «Скоморохи» (образована в 1966 году. В составе А. Градский, А.Буйнов, А. Лерман, Ю.Фокин, И. Саульский) была одной из первых, кто начал полностью петь по-русски, и это благодаря настойчивости лидера группы, совсем молодого Александра Градского. Правда, для своих песен группа брала, как правило, уже готовые стихи, преимущественно известных поэтов. 

«Всё очень просто»

Начиная с 1970 года начал усиливаться контроль над культурой. Появились т.н. вокально-инструментальные ансамбли (ВИА), которые для своей легализации должны были состоять в какой-либо культурной организации (от провинциальной филармонии до Росконцерта), а больше половина репертуара таких ансамблей должна была составлять песни членов Союза Писателей и Союза Композиторов, но туда попадали только избранные. Некоторым ВИА того времени всё же удавалось соответствовать индивидуальному стилю, как например группе «Цветы» во главе со Стасом Наминым, внуком Анастаса Микояна. Немаловажную роль родство играло в данном случае, и группе Намина удавалось быть более западными как в плане музыки, так и в плане имиджа. Не менее интересен был минский ВИА «Песняры», в звучании которого преобладали ритмы фолка и прогрессивного рока.

Группа "Цветы" 1971 год. Фото http://flowersrock.ru/
Группа “Цветы” 1971 год. Фото http://flowersrock.ru/

Но молодежь того времени уже тогда осознавала фальшь, и ей нужна была настоящая музыка без ханжества. Как таковой рок-музыки в СССР ещё не существовало, и её заменял один Владимир Семенович Высоцкий. Он охватывал многие темы, в том числе и немыслимые для советского человека, за которые Высоцкий мог запросто преследоваться со стороны властей. Однако, те, наоборот, даже создавали популярному автору-исполнителю некоторые привилегированные условия, и искренний напор песен Владимира Семёновича сделали своё дело.

В то же время по-прежнему продолжали образовываться сторонние гитарные коллективы, как, например, московский ансамбль «Машина времени». Её лидер, Андрей Макаревич, хорошо знавший английский и знакомый с творчеством многих бардов, обнаружил, что темы у бардов и западных музыкантов фактически схожи, и начал экспериментировать с написанием песен на русском. 
Ленинград был более продвинутым городом, чем Москва, ибо находился рядом с капиталистической Финляндией, и поэтому западный ветер дул чуть сильнее. Бешеную популярность завоёвывает группа «Санкт-Петербург», которая стала примечательна благодаря поэтически зрелым текстам и довольно эпатажным для того времени поведением лидера группы Владимира Рекшана.

Чуть позже, в 1972 году, появляется группа «Аквариум» во главе с Борисом Гребенщиковым. Он был очень хорошо знаком с творчеством Боба Дилана, и также увлекался бардами и поэзией Серебряного века, поэтому сделать фолк-рок по-русски для него не составило труда. 
Именно они, наравне с западными коллегами, стали законодателями мод для многих отечественных рок-музыкантов на последующее десятилетие, а то и больше. 

Рок-музыка в СССР. 70-80е

«Новый поворот»

В 1976 году в Таллине был проведен один из первых знаковых рок-фестивалей страны, главными участниками которой стали группы «Машина времени» и «Аквариум». Их лидеры с того момента стали закадычными друзьями. Именно тогда рок-группы получают возможности для реализации. Появляется фильм «Шесть писем о бите», где основным персонажем была группа «Машина времени». В фильме Георгия Данелия «Афоня» звучит их песня «Ты или я». Однако всего этого было мало. Власти тогда работали по принципу «Что не разрешено, то и запрещено», и Центральное телевидение и радио, а также монополист звукозаписи, фирма «Мелодия», требовали у самодеятельных групп следовать принципам типичных ВИА.

Машина времени. Фото https://svopi.ru/
Машина времени. Фото https://svopi.ru/

Перед Олимпиадой-80 нужно было сделать видимость для мировой общественности некой разрешенности. На волнах «Московского радио» стали больше крутить русскоязычный рок, в официальных хит-парадах можно было увидеть названия «Машина времени» и «Воскресение», появились рок-журналисты, имевшие возможность печататься в официальных изданиях: Артем Троицкий и Александр Липницкий. Более того, «Машина времени» стала членом «Росконцерта» и, тем самым, получила свой официальный статус и возможность выступать на стадионах. Кульминацией процесса стал «Первый всесоюзный рок-фестиваль» в Тбилиси, на котором лауреатами стали «Машина времени», «Удачное приобретение», «Автограф» и «Интеграл».

Скандальную скандал случился с группой «Аквариум». Они исполнили песни в стиле электро рока. После фестиваля Бориса Гребенщикова выгнали из комсомола и с работы в институте. БГ не унывал, и решил со своей командой переключиться на студийную деятельность. Звукоинженер фирмы «Мелодия» Андрей Тропилло соорудил из списанной «мелодийной» аппаратуры в Доме Юного Техника студию и первым из клиентов стал «Аквариум». Результатом совместной работы явился «Синий альбом», выполненный в акустическом ключе с явным преобладанием регги. Те же «Машина времени» и «Воскресение» записывались в студии ГИТИСа на ленту. Это помогла им выпустить свои песни в массы. «Аквариум» одним из первых позаботился о том, чтоб у альбома были четкая концепция и постоянное оформление. Поэтому, «Синий альбом» обычно характеризуют, как первый настоящий рок-альбом в СССР. Тогда же, друг и соратник БГ Михаил Науменко по прозвищу Майк, записывает в студии Большого театра кукол альбом «Сладкая N и другие». В нем совмещается англо-американское звучание с советской бытовой тематикой. Для усиления эффекта Майк собирает группу «Зоопарк».

«Ещё не всё разрешено»

Популярность «Машины времени», «Аквариума», «Воскресения» усиливалась. Группы впервые засветились на Центральном телевидении в 1982 году, в молодежной передаче «Веселые ребята», которая быстро стала популярной благодаря искромётному юмору и новаторским видеоклипам. «Машина времени» появляется в фильме «Душа», а «Аквариум» в фильме «Иванов». Но стоит отметить, что «Иванов» являлся короткометражной работой студентов ВГИКа, и поэтому в широком прокате не был, и группа без суеты появляется во всей красе со своими песням, а в «Душе» производства киностудии «Мосфильм» участники «Машины» были отодвинута на задний план, а их песни исполняли София Ротару и Михаил Боярский. Более того, в «Весёлые ребятах» песни слегка были подкорректированы в угоду цензуре, а участников групп снимали без крупных планов.

На видео полная версия фильма “Иванов” 1982 года. Длительность 17 минут.👇

В том же 1982 году в газете «Комсомольская правда» появилась статья «Рагу из синей птицы», в которой нелицеприятной критике подверглась группа Андрея Макаревича. Предполагалось, что народ отвернется от них, однако получился обратный эффект: в редакцию приходили мешки возмущенных писем, и группе разрешили снова гастролировать, правда, несколько лет не выступая в Москве. 

На любое действие было своё противодействие. Запретили концерты -появились квартирники. В 1981 году был образован Ленинградский рок-клуб, который, самодостаточные музыканты, некогда раскинутые по всему городу, стали считать неким островком свободы.

Для активизации рок-групп Андрей Тропилло наперебой записывает ленинградские команды. Помимо «Аквариума» и «Зоопарка», особой чести удостаиваются «Кино» и «Странные игры». Первая команда делала акцент на мелодичное звучание и молодёжную, почти подростковую тематику, делая её даже чересчур понятной. Вторая же команда была интересна забойными композициями на стихи французских поэтов с использованием духовой секции.

Группа "Кино"  Фото https://fishki.net/
Группа “Кино” Фото https://fishki.net/

В 1984 году ситуация ухудшилась. Появились официальные запретные списки, была со скандалом закрыта программа «Весёлые ребята», а участниками рок-процесса еще больше заинтересовалось КГБ, как это было с лидером популярной уфимской группы «ДДТ» Юрием Шевчуком, который был вынужден под давление органов госбезопасности покинуть родной город. Пиком преследований стало лишение свободы лидера «Воскресения» Алексея Романова и вокалистки группы «Браво» Жанны Агузаровой, которые были заключены за незаконную предпринимательскую деятельность и подделку паспорта соответственно. 
Но не всё было так плохо, как казалось. На Ленинградском телевидении изредка можно было увидеть рокеров, особенно в рублике «Музыкальный ринг» программы «Горизонт». К тому же, возрастает число «безобидных» групп, такие как ленинградская группа «Секрет», в чьём творчестве преобладает сугубо битловская эстетика, и всё те же московские стиляги из группы «Браво».

Рок музыка в СССР. 80-90е

«Можно брать руками»

С наступлением Перестройки в 1985 году стало понятно, что «как не запрещай, все равно это вырывается наружу», и жизнь рок-музыкантов с этого времени “стала легче, стала веселей”. По аналогии с Ленинградским рок-клубом, появляется «Московская рок-лаборатория». В ней ведущими группами были те, кто делал упор на богатую музыкальную палитру и позитивную подачу материала: «Бригада С», «Крематорий», «Вежливый отказ», но самым ярким представителем этой плеяды считается группа «Звуки Му». Лидер “Звуков” Петр Мамонов добавил кое-что из традиций скоморошества и отразил это в вокале, пластике и тематике песен.

Звуки Му. Фото http://soundex.ru/
Звуки Му. Фото http://soundex.ru/

В 1986 был проведен московский фестиваль «Рок-панорама». Его запись вышла на двух пластинках фирмы «Мелодия». Появился диск-гигант группы «Машина времени», сборник студийных записей разных лет «В добрый час», на Центральном телевидении (ЦТ) возродилась программа «Весёлые ребята», один из новых выпусков которой был полностью посвящен музыке, на Ленинградском телевидении вышел в качестве полноценной программы «Музыкальный Ринг». Кроме того, группа «Аквариум» дала серию концертов в престижном ленинградском зале «Октябрьский».

Записи избранных групп двух центров активно распространялись по всему Союзу, тем самым, порождая в регионах подражателей. Особенно хорошо это получалось в Свердловске, где в год начала перестройки был образован местный рок-клуб. Ключевой группой рок-клуба была «Урфин Джюс» во главе с выпускником Уральской Консерватории Александром Пантыкиным. Пантыкин создал удачную смесь экспериментального рока с большим количеством арт-рока и прогрессива и, что интересно, без каких-либо заимствований у западных музыкантов. Однако уже через год группа распалась: одна часть музыкантов ушла в молодую группу «Наутилус Помпилиус» во главе с Вячеславом Бутусовым, а другая образовала проект «Настя» во главе с Анастасией Полевой. Первый проект фактически продолжил эстетику «Урфин Джюса» с добавлением социальной эстетики, а второй был пропитан несвойственным советским исполнителям духом восточной философии. Тексты для трёх этих групп писал Илья Кормильцев, который почти год проучился в Ленинграде и успел впитать в себя местный андеграунд.

Наутилус.  Фото http://fb.ru/
Наутилус. Фото http://fb.ru/


«В полный рост»

Кульминацией процесса по полной легализации рока в СССР становится вышедшая в 1986 году в США и Канаде двойная пластинка «Red Wave» с записями песен групп «Аквариум», «Кино», «Алиса» и «Странные игры». Инициатором проекта была американская певица Джоанна Стингрей, которая 2 года прилетала в Ленинград и участвовала в местной рок-н-ролльной жизни. Она поспособствовала популяризации русскоязычного рока на Западе, подарила местным музыкантам инструменты фирмы «Yamaha», а точкой этой популяризации стала данная пластинка, записи для которой Джоанне пришлось перевезти контрабандой. 

Узнав об этом наверху, в срочном порядке на фирме «Мелодия» был выпущен виниловый сборник группы «Аквариум», чтобы сделать видимость того, что «это и у нас есть». За ней последовал выпуск на пластинках полноценных альбомов групп «Зоопарк», «Кино», «Странные игры», «Телевизор», а также альбома «Аквариума» «Радио Африка». Появилась возможность записываться на «Мелодии», и ей воспользовались «Аквариум», «Машина времени», «Браво», «Секрет», «Пикник» и другие. Стало больше проводиться рок-фестивалей, а сами участники рок-процесса стали неотъемлемой часть советских массмедиа. В 1987 году на ЦТ появляется молодёжная информационно-музыкальная программа «Взгляд», в которой частью эфирного содержания, помимо несоветского имиджа ведущих и остросоциальных сюжетов, является русскоязычная рок-музыка. Особенно активно звучит группа «Наутилус Помпилиус», чья остросоциальная тематика песен удачно сочетались с сюжетами программы.

В это время активно начали обращать на себя внимание регионы, особенно Сибирь. В Новосибирске образовывается группа «Калинов Мост», сочетающая рок-музыку с русской народной эстетикой и мифологией древних славян, на местном фестивале с успехом выступает омская панк-группа «Гражданская оборона» во главе с Егором Летовым. Факт о существовании группы, в творчестве которой преобладают острейшая тематика и декадентство в сопровождении расплывчатой тяжёлой музыкой, разлетелся по всему Союзу.

В 1987 году синти-рок-группа «Телевизор» выступает на Пятом фестивале Ленинградского рок-клуба со программой, которая поразила слушателей резкими даже для Перестройки социально-политическими текстами песен. Эти песни затем войдут в альбом «Отечество иллюзий», посвящённый юбилею Октябрьской революции. Другая такая группа, «ДДТ», а точнее её лидер Юрий Шевчук после нескольких лет скитаний в поисках творческой свободы закрепился в Ленинграде и с новым составом «ДДТ» начал успешно выступать.

«Happy End?»

Рок-группы получили полный карт-бланш, и казалось, чего ещё желать? Но не успел год 1988-ой толком начаться, как он омрачился трагедией: 17 февраля из окна восьмого этажа ленинградского жилого дома выпадает рок-бард Александр Башлачёв. Он считается одним из немногих, кто приложил руку к тому, чтобы «русский рок» был индивидуален и меньше походил на западным аналог. Как выходцу из вологодчины, Башлачёву был близок исконно русский дух, который он беспрепятственно перекладывал на стихи своих собственных песен. Из того западного рока он взял только энергетику, и для её передачи ему потребовалась лишь одна акустическая гитара. Он не жалел своей глотки и изодранных до крови пальцев, и это также поспособствовало тому, чтобы его песни были близки русскому человеку. Несмотря на столь тёплый приём со стороны слушателей (от простых людей до рок-тусовки), Башлачёв бедствовал в материальном плане, а последние полгода переживал творческий кризис, после которого ушёл в разряд легенд. Башлачёв был, пожалуй, последним, кто окончательно укрепил фундамент отечественного рока.

Александр Башлачев. Фото http://www.rewizor.ru/
Александр Башлачев. Фото http://www.rewizor.ru/

Однако после него рок даже чересчур популяризовался.Это был прорыв, и каждый музыкант наконец-то почувствовал себя свободным и перед ним был выбор: либо садиться в «огненный поезд», либо самостоятельно требовать перемен!