Лев Выготский – советский психолог

Он был выдающимся психологом. Его теории вызвали интерес у американских специалистов и легли в основу современной образовательной психологии США. За короткое время он сумел ярко осветить многие вопросы психологии. Его признали новатором мировой величины, правда, спустя десятки лет. Сегодня мы вспоминаем Льва Выготского (настоящая фамилия Выгодский).

Фото https://etnonim.ru/
Фото https://etnonim.ru/

Детство.

Семья переехала из Орши в Гомель, когда Льву было четыре года. Его отец, банковский служащий, занимался просвещением местной еврейской общины. Мама – учительница, увлекалась музицированием и занималась воспитанием детей. Семья была большая: 3 сына и 5 дочерей. Родители не владели состоянием, но были образованными и говорили на нескольких иностранных языках. Лев в совершенстве владел английским, французским и немецким.

Лев Выготский был ребенком спокойным и уравновешенным, старательным и отчасти гениальным. Друг детства, вспоминал, что маленький Лев вдумывался в то, что делал. Когда он обучался в мужской гимназии Ратнера – одно из самых значимых заведений в Гомеле в ту эпоху – то отличался интересом во всех областях знаний. Выбор медицинского факультета было связано с мнением родителей. И первые два месяца он учился на медицинском факультете, потому что уважал своего отца и дружил со своей матерью. И советы родители не могли быть в стороне от решения. Но по истечении времени он все же перешел на факультет юриспруденции.

Юность.

Выготский учился в Московском университете и параллельно слушал лекции в университете имени Шанявского. В так называемом «народном» не было ни зачетов, ни экзаменов, выбор курсов и их посещение – свободное. По его окончании выдавали диплом, но официального признания он не имел, хотя уровень преподавания был чрезвычайно высоким. В это же время у Льва Выготского начинается влечение философией и литературой. Позже он приходит в психологию. Изучение внутреннего мира человека, в частности, ребенка, становится доминантой в его психологических трудах.

В 1917 году, после победы в революции, Выготский вернулся в Гомель. Начался сложный период в жизни Льва Семеновича. Туберкулез подкосил его братьев. Выготский всеми силами стремился помочь семье, искал и брался за любую работу. Он выхаживал младших братьев. И сам заразился страшным заболеванием.

Тогда же благодаря знакомству со многими психологами московского университета им. Шанявского, он получает работу в школе рабочей молодежи Гомеля. Участвует в местном театре, в газету пишет статьи о еврейской жизни. В этот период область его деятельности была разнообразной.

Становление психолога.

В гомельском педагогическом техникуме он начал преподавать психологию. Здесь же создал кабинет психологии и стал говорить о роли психологии в педагогике. Лев Семенович Выготский утверждал, что нельзя заниматься воспитанием ребенка, не познав его внутреннюю сущность и особенности развития психологического и психического. Здесь Выготский создает лабораторию и диагностирует детей со всего Полесского края. Были разработаны методики тестирования уровня развития. В рамках лаборатории он говорит о необходимости создания индивидуальных программ для развития каждого ребенка. Это новое слово, которое он говорил при создании своей школы. К сожалению, зарождение учения – педологии – проходило в начале 20-х годов. Оно не получило развития и было признано лженаукой. Вопрос даже имел политический характер. В зарождающейся стране подход был такой: дети рабочих и крестьян, строители социализма и коммунизма, развиваются по установленной программе и не могут быть особенными. Научные идеи шли в разрез с политической доктриной. Учение Льва Семеновича не приняли и забыли на долгие годы.

Выготский не имел специального психологического образования. Это позволило ему взглянуть по-новому на проблемы в психологии.

Приглашение на Всероссийский невропсихологический съезд в Ленинград стало ключевым моментом в профессиональной деятельности Льва Выготского. Провинциальный преподаватель из Гомеля зачитал доклад по результатам своей работы в педагогическом техникуме и кабинете психологии. Логика и лаконичность изложения, новаторская мысль, четкая система аргументов – речь молодого докладчика произвела ажиотаж на съезде. Даже облик Выготского внес разнообразие в круг привычных лиц. Участники съезда были поражены подготовленностью провинциала и его свободным владением материала. Однако ученые были удивлены еще больше, когда увидели на кафедре у Выготского чистый лист.

Институт психологии. Работа.

После доклада Льву Семеновичу поступило предложение переехать работать в Институт психологии Москвы. Вскоре Выготский снова заявляет о себе – издается его первая книга «Психология искусства».

Лев Выготский вместе с учениками годами детально изучал связь между мышлением и речью. Монография «Мышление и речь» подытожила кропотливое исследование. Работы по развитию психики Выготский связывал с задачами воспитания и обучения ребенка. Лев Семенович выдвинул блестящую идею о зоне ближайшего развития. Он был уверен: эффективным является лишь то обучение, которое как бы тянет за собой развитие.

Каждый день Льва Выготского был сопряжен трудностями. Катастрофически быстро ухудшалось здоровье. Одолевали материальные невзгоды. Чтобы заработать он ездил читать лекции в другие города. Выготский работал в Институте психологии в Москве, и одновременно преподавал в Ленинградском пединституте. Гита Львовна, его дочь, вспоминала: отец читал лекции в переполненных аудиториях. А одна слушательница отмечала, как студенты удивлялись его бедной одежде. При всем своем величии у Выготского были дешевые брюки и прохудившееся пальто, на ногах легкие туфли в суровый январь. Так одевался тяжелобольной туберкулезом великий ученый!

В 1926 году издается еще одна книга Выготского – «Педагогическая психология». В величайшем произведении особым образом была определена роль учителя. Преподаватель – не просто человек, передающий знания от одного поколения другому. Он должен создать среду, чтобы ученик сам добывал знания и сам определял путь своего развития. Роль учителя быть вагоновожатым, который создает те рельсы, по которым катятся вагоны саморазвития каждого ученика. В это время появляется его теория развивающего обучения и идея о зоне ближайшего развития. Сегодня это основа образования многих европейских стран.

Среда формирует психологию и психику личности. Вводится новое понятие «внутренняя речь». До Выготского этого термина не существовало, как и понятия «зоны ближайшего развития».

Гита Львовна, вспоминая своего отца, говорила, что он был немногословен, но тонко взаимодействовал с детьми. Иногда было достаточно нескольких взглядов и односложных предложений. Очень чуткий и тонкий человек.

Позже его назвали «Моцартом психологии». При жизни труды не ценили по достоинству, работы не публиковались. Власти обвиняли его в политических извращениях.

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *