“Приют одиннадцати”. Как в СССР построили самую высокогорную гостиницу

Трехэтажная гостиница на высоте 4050 метров была построена Советским Союзом в 1939 году.

Почему называется “Приют одиннадцати”?

Рудольф Рудольфович Лейцингер – швейцарец. В Россию приехал в 1863 году 19-летним юношей и настолько влюбился в страну, что больше никогда на Родину не возвращался. Обосновался в Тамбове и стал очень успешным предпринимателем. Рудольф альпинист-самоучка. Поехал на Кавказ “полазить по горам” и впечатлившись, перебрался в Пятигорск на постоянное место жительства. Было это в далеком 1883 году. За полтора года он прекрасно обустроился. В городе появились его пивоварни, завод по обработке солода и кофейная фабрика. Главной же мечтой было превращение Пятигорья в курорт мирового масштаба.

В 1905 году Лейцингер укрепился в мысли, что для активного развития туризма нужно активно привлекать к этому молодежь.

«Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином, а поскольку необходимыми средствами учащиеся не располагают, государство обязано содействовать им в этом…»

В 1909 году он начал осуществлять свой самый грандиозный проект: прокладку пешеходной тропы к вершинам Эльбруса. Была собрана специальная экспедиция. Из 18 человек до высоты 4320 м добрались одиннадцать. Выбрав наиболее подходящее место, компания устроилась на ночлег. Именно это место они и назвали “Приют одиннадцати”. В 1929 году, уже при советской власти, на этом самом месте соорудили первый “отель для альпинистов” – деревянную будку обитую железом. В 1932 году ее заменили на здание барачного типа, вмещающее 40 человек.

Как строили?

В 1937 году началось осуществление проекта по возведению трехэтажной комфортабельной гостиницы. Руководил проектом инженер Н.М. Попов. Огромное количество строительных материалов нужно было доставить на высоту 4050 метров (новое сооружение было заложено чуть ниже первоначального “Приюта”). Сначала по дороге, а затем по проложенным через ледовые трещины мостам. Везли на санях, лошади тащили длинные детали, быки волоком тянули тяжеленные бревна.

Ночью и утром караваны шли непрерывным потоком. Днем отдыхали. Пробовали использовать трактор, но он своей тяжестью обрушил мост и его кое-как удалось достать.

В 1939 году гостиница была сдана в эксплуатацию. Она получилась очень комфортабельной. На первом этаже: кухня, котельная и душевые. На верхних этажах были комнаты на 2-5 человек, столовая на 50 мест. Были и отдельные ВИП-номера. Было “центральное отопление”, горячее и холодное водоснабжение, канализация.

“Приют одиннадцати” выстоял в войну (там были военные действия в 1942 году. “Приют” заняли бойцы немецкого “Эдельвейса”. Изгнаны оттуда в 1943 ) и прожил долгих 59 лет. Он сгорел в 1998 году из-за нарушений правил пожарной безопасности.

Если кому-то удалось побывать в этом интересном месте, пожалуйста, поделитесь в комментариях.

Добавить комментарий