Как строили Беломорско-Балтийский канал (Беломорканал, ББК) 1931 год (кратко), фотографии, интересные факты

Беломоро-Балтийский канал на карте

Цели строительства

Советскому Союзу канал был срочно необходим для создания Северного флота. Он позволял перебрасывать в Белое море корабли малого и среднего водоизмещения в обход Скандинавии. ББК соединяет Белое море и Онежское озеро. Основной целью было обеспечение выхода к Балтийскому морю и Волго-Балтийскому водному пути. Благодаря каналу путь по морю от Архангельска до Ленинграда сократился в четыре раза.

Длина Беломорско-Балтийского канала 227 км. Глубина фарватера 4 км.

Сроки строительства. 2 года (1931-1933 годы). Точнее 21 месяц.

Кто строил

Стройка была осуществлена большей частью силами заключенных ГУЛАГа. 5% строителей составляли вольнонаемные и “спецпереселенцы” (крестьяне, попавшие под раскулачивание). Для этого 11 июля 1929 года было принято специальное секретное постановление об использовании труда заключенных. Беломорканал стал первым экспериментом.

Строительство велось под лозунгом “первого в мире опыта перековки трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов”. В “перековке” ежегодно было задействовано 115 тысяч заключенных (всего на строительстве работали около 126 тысяч человек).

Исправление осуществлялось методом “кнута и пряника”. За хорошую работу поощряли сокращением срока, за перевыполнение нормы улучшали питание, передовики могли заказывать меню “на завтра”. За отлынивание от работы строго наказывали увеличением срока заключения.

После окончания строительства в 1933 году 60 тысячам заключенных сократили сроки заключения. За доблестный труд часть строителей наградили орденами. Передовики были выпущены на свободу. Погибло по официальной статистике 12300 человек, по некоторым неофициальным данным до 86 тысяч.

«За 20 месяцев подготовлено около 20 тысяч квалифицированных работников по 40 специальностям. Это все бывшие воры, кулаки, вредители и убийцы. Они впервые познали поэзию труда, романтику строительства. Они работали под музыку собственных оркестров».

А. Родченко

Как строили

Были построены 19 шлюзов, 15 плотин и 49 дамб и “прокопано” 47 км скальных пород. Механизация была минимальной. Практически все работы осуществлялись вручную. Из инструментов кирки, лопаты и деревянные тачки в количестве 70 тысяч единиц. Крупные валуны и брёвна перетаскивали на длинных деревянных платформах по рельсам из дерева. Сваи забивали при помощи “топчака”, огромного колеса, внутри которого передвигались крутившие его рабочие. К “топчаку” привязывали на тросе огромный молот. Скорость работы такого приспособления была 10 ударов в час.

Не все заключенные были заняты тяжелым физическим трудом. Существовал целый блок работников осуществляющих идеологическую поддержку проекта. В “культурно-воспитательном” отделе трудились художники, поэты, писатели, актеры, фотографы. На ББК был свой театр, оркестр и агитбригада. Выпускалась газета “Перековка”.

Интересные факты

✯Панамский канал (80 км) строили 28 лет, Суэцкий канал (160 км) строили 10 лет, Беломорканал (227 км) был построен за 1 год и 9 месяцев.

✯ В 1932 году были выпущены папиросы “Беломорканал” ( в просторечьи “Беломор” или БК). Самые покупаемые папиросы времен СССР.

✯ Будущий академик Дмитрий Лихачев был одним из передовиков строительства. За это его в 1932 году освободили досрочно.

Фотографии строительства Беломорканала

Документы

Постановление от 11 июля 1929 года СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *