Ср. Фев 19th, 2020

Экраноплан − секретная разработка советских конструкторов

Советским учёным и конструкторам принадлежит немало интереснейших изобретений, некоторые из которых и сегодня кажутся фантастическими. Одним из таких изобретений является экраноплан − такой себе гибрид воздушного судна и катера, который может развивать внушительную скорость, при этом летя на небольшой высоте. Для движения эта машина использует аэродинамический экран над водной поверхностью или над землей. История создания первых советских экранопланов неразрывно связана с именем Ростислава Алексеева − талантливейшего конструктора, которому также принадлежит идея создания судов на подводных крыльях. Изобретение в СССР столь необычных транспортных средств, которые можно было использовать для совершенно разных целей, стало полной неожиданностью для властей других государств и навсегда вписало имена разработчиков этой техники в историю. 

 Спущенный на воду в 1966 году первый на планете экраноплан получил название “КМ”, что означало “корабль-макет”. Американцы же, узнав от своей разведки о появлении революционного морского судна, нарекли его “Каспийским монстром”. Габариты первого экраноплана действительно были очень внушительными для того времени. Его длина составляла около ста метров, а взлётный вес превышал 500 тонн. “КМ” был оснащён десятью мощнейшими турбореактивными двигателями. Создаваемая ими тяга позволяла “монстру” разгоняться до скорости в 500 км/час. На момент своего создания “КМ” был крупнейшим летательным аппаратом не только в СССР, но и во всём мире. Он использовался для тестовых полётов вплоть до 1980 года, когда ошибка пилотов привела к крушению этого чуда техники в Каспийском море. 

Фото http://www.iarex.ru/
Фото http://www.iarex.ru/

 Советское правительство должным образом оценило старания конструкторов, и уже в 1970 году команде Алексеева поступил заказ на разработку экраноплана, который можно было бы использовать в военных целях. Через 9 лет ВМФ СССР получил в своё распоряжение первый десантный экраноплан. Это судно называлось “Орлёнок” и вошло в состав целого дивизиона таких кораблей. Но настоящим триумфом конструкторов стало создание уникального военного экраноплана “Лунь”, который предназначался для “охоты” на крупные морские суда, в том числе и на авианосцы. К сожалению, Ростиславу Алексееву так и не суждено было увидеть своё детище в действии − в 1980 году знаменитый конструктор и изобретатель скончался. 

Фото https://carnovosti.ru
Фото https://carnovosti.ru

Изобретение экранопланов стало важной вехой в развитии конструкторской мысли в мире. Главными достоинствами этих судов являются высокая скорость, значительная грузоподъёмность (которая существенно превосходит таковую у самолётов), возможность двигаться по местности, где нет ни дорог, ни мостов, а также высокий уровень безопасности. Поскольку при движении экраноплан поднимается максимум на несколько метров над поверхностью, то в случае поломки или потери управления он сможет приземлиться практически без повреждений. Недостатками же такой техники можно считать плохую манёвренность, неспособность лететь над неровной поверхностью и довольно сложное управление, требующее особой подготовки. Но в любом случае человечество не должно обходить вниманием столь удивительный транспорт, и можно ожидать, что в недалёком будущем будут создаваться всё более совершенные модели экранопланов.